Кукольных дел мастер. Из увлечения в призвание

Знакомство с Альбиной Нурутдиновой можно назвать случайным, хотя в нашем мире нет ничего случайного. Альбина принимала участие в конкурсе, и моя подруга попросила написать для нее что-нибудь интересное для визитки-представления. Мы поговорили по телефону и, что называется, почувствовали друг друга. Альбина завоевала приз зрительских симпатий, а я была приглашена в гости, где меня посвятили в тайну: оказалось, что Альбина создает удивительных кукол на чайник и об этом знают лишь единицы.

Первое ощущение: куклы – живые, со своим характером, настроением, жизнью. На них смотришь и невольно начинаешь улыбаться. Они радуют и согревают душу. Увидев творения Альбины, сразу поняла: их нельзя прятать. Их создателю нужно выходить из тени. И для этого нужен толчок, помощь. И закрутилось, понеслось…

 

Ольга Кузнецова (О.К.): Альбина, как рада снова с тобой встретиться. Расскажи о своих достижениях-победах 2017 года.

Альбина Нурутдинова (А.Н.): Рада встрече, Ольга! Самыми главными достижениями 2017 года считаю 1 место в конкурсе национального костюма «Марийский костюм приглашает в гости». Он проходит 1 раз в 2 года, участвуют мастера со всех регионов России. Победа в нем мне очень дорога, так как конкурс очень непростой: в жюри из Москвы кандидат искусствоведения, член союза художников Иванова Ю.Б., из Марий Эл — кандидат исторических наук-этнограф Молотова Т.Л. И, участвуя в конкурсе, нужно серьезно подойти к изучению этнографии. В костюме нет мелочей и нужно знать, и изучить столько, что костюм перестают быть просто костюмом: в нем отражается история народа. Я представляла татарский национальный костюм конца 19 – нач. 20 века.

Еще мои работы и работы моих учеников участвовали в конкурсах Центра русского фольклора в Казани.

И хочу сказать, что благодаря Центру русского фольклора я всерьез увлеклась этнографией.

О.К.: Альбина, как это получилось?

А.Н.(смеется): Снова неслучайная случайность. Меня спросили, почему я татарка, но не занимаюсь национальными костюмами своего народа, и познакомили со старшим научным сотрудником Института Литературы и Искусств Шкляевой Л.М. Она ездит в экспедиции (Сейчас и моя мечта побывать в одной из экспедиций), и совершенно изменила мое представление об этнографии как науке и о национальном костюме. Это удивительный мир, ранее мне непонятный и неизведанный. Совместными усилиями появились 5 работ. Я взяла татарский костюм 19-20 века.

5 регионов: и костюмы настолько разные!

О.К.: Какие в этом году предстоят выставки?

А.Н.: Планирую отправить свои работы в Надым, Екатеринбург. С детьми моего кружка снова участвовать в Международном конкурсе «Этномериада», проводимом Институтом культуры и искусств. Кстати, в 2017 мои конкурсанты заняли первые и вторые места. Как всегда, в межрегиональном – в конкурсе «Народная игрушка» г.Казани в Центре Русской культуры. Буду участвовать в интернет-конкурсах, мастер-классах, возможно в дополнение к статьям уже опубликованным в журналах «Дом культуры», «Куклы городов» выйдут еще новые.

 

О.К.: Альбина, когда мы с тобой познакомились, ты была простой, незаметной для многих швеей. А сейчас какие метаморфозы с тобой произошли?

А.Н.: Произошли серьезные… Я закончила дополнительно педагогические курсы, серьезно увлеклась историей костюма, до сих пор учусь, ищу информацию, читаю статьи, участвую в мастер-классах.

Те костюмы, которые чаще всего мы видим – сценические. К этнографии они не имеют отношения. Раньше не воспринимала всерьез. Когда мы познакомились, я боялась даже показывать куклы. Вдруг засмеют: «Выросла, а все в куклы играешь…» Каждому мастеру нужен кто-то, кто задаст вектор движения, поможет опериться. И первая статья, написанная тобой, и первая передача телевизионная, и первая выставка, и советы, что нужно делать обязательно – они были тем самым толчком. И со временем перестаешь бояться. И сейчас критиков достаточно. Но сейчас-то я знаю, что все это мишура… Кто из критиков сделал столько, сколько мне удалось? Конечно, бывает больно, но теперь я сильная! Это не только моя заслуга, это слава татарского национального костюма, а, значит, моей нации, народа. И сейчас задача моя создать коллекцию национального татарского костюма. Большую коллекцию, может в этом-то и моя миссия на земле заключается.

О.К.: От швеи к педагогу и ценителю этнографии.

А.Н.: Я сейчас только к азам приступила… Впереди еще годы кропотливого труда… Куклы — это свой мир. Они же разные бывают. Обрядовые и игровые. Авторские и репродукции. То, что мы видим в магазинах сувенирных – в основном репродукции. Авторская кукла – это лично для тебя, для души, единственная и неповторимая.

О.К.: Да… Авторская кукла она и характер того, кому дарится каким-то образом отражает. Я помню, как заказывала куклу для коллеги. Как ты расспрашивала о ней… И как я удивилась, когда увидела в кукле черты будущей хозяйки… И как растрогана была моя коллега, когда получила ее в дар. Все не просто… А что нужно начинающему мастеру, Альбина, на твой взгляд?

А.Н.: Первое и главное – поддержка. Поддержка тех, кто рядом. Мне силы семья дает: муж, мама, папа, дети. Ты мне помогла поверить в себя, вывела в свет. И дальше пошли люди, которые помогали мне переходить с этапа на этап. Дороги у всех разные. Кто-то делает куклы на продажу, а я для души, хочу передать свои знания детям.

Второе – время нужно. Я продолжаю работать в ДОУ №16 «Аленка», веду в нем также кружок «Лоскуток», есть еще у меня студия «Мастерица». И еще провожу мастер-классы. Готовлюсь к выставкам, пишу статьи, изучаю историю костюма. А в сутках 24 часа… И еще я жена, мама, дочь… И не могу обделить своей заботой и вниманием тех, кто так меня поддерживает.

Третье – финансы. Очень интересно поучиться у других мастеров, потом привнести свое… У каждого мастера свой почерк, у меня тоже. Поэтому никто ни у кого не копирует, и если уж и берет идею, то под себя перерабатывает. На поездки на выставки, на материал – везде нужны деньги.

 

О.К.: Что дает на твой взгляд занятие творчеством?

А.Н.: Отдых, эмоции, удовлетворение, радость и детям, и взрослым.

О.К.: По моим наблюдениям, уровень стресса с каждым годом все выше. Чтобы снять агрессию, человек идет в фитнес-центр и там сбрасывает избыточный адреналин. И есть еще эмоциональная зажатость. Когда человек в силу особенностей работы (менеджеры среднего звена, продавцы, врачи, педагоги, бизнесмены и еще много людей постоянно находящихся в состоянии стресса) не могут проявлять эмоции излишне, в том числе и положительные. И непроявленные эмоции ведут к болезни. Сегодня столько говорят и пишут о психосоматике. И, на мой взгляд, такие занятия позволяют взрослому человеку эмоции трансформировать в творчество. И это еще один путь к здоровью, самовыражению.

А.Н.: Согласна. Раньше женщины собирались вместе и мастерили. Сейчас живого общения стало меньше и такие мастер-классы, и кружки могли бы стать отдушиной для многих людей.

О.К.: Альбина, где живут сейчас твои куклы?

А.Н.: Мои куклы не только в России живут (улыбается), но и в Японии, Канаде, Германии, Индии, Белоруссии. В нашей стране – в Москве, Казани, Нижневартовске, Нижнем Новгороде, Астрахани, Волгограде, Ростове-на-Дону, в Йошкар-Оле, Суздале и еще в других малых и больших городах.

Сейчас я работаю также в проекте Ольги Бочаровой (Нижний Новгород) «В семье родилась девочка». Этот проект долгосрочный, колесит по России. Так что сложно точно определить географию.

О.К.: Альбина, как я за тебя рада… Когда видишь, что человек способен на столько, переполняет гордость. Ты удивительная – алмаз, который стал бриллиантом. Редким бриллиантом, удивительным по величине и красоте. От всей души желаю новых побед, реализации самых смелых начинаний. Ты можешь все! Дерзай!

А.Н.: Спасибо. Обязательно!

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *