Виды франчайзинга. Прямой и обратный франчайзинг.

Бизнес по франшизе для многих предпринимателей — это не только возможность открыть свой прибыльный бизнес, но и научиться его грамотному ведению под руководством франчайзера. Однако, не всегда это так.

Сейчас в России имеет место как прямой франчайзинг, так и обратный. Причем, последний набирает все большую популярность как среди франчайзеров, так и франчайзи.

Для франчайзи – это возможность выгодно вложить свои инвестиции, зная, что франчайзер жестко контролируя все процессы, не даст допустить ошибок, а значит и неудач в бизнесе. Меньше загрузка предпринимателя, чем при прямом франчайзинге.

Для франчайзера – это крепкая сеть франшизных точек и больше прибыли от нее.

Давайте разберем, в чем

Классический прямой франчайзинг:

  • предприниматель покупает право использовать торговую марку франчайзера при ведении бизнеса;
  • франчайзер помогает предпринимателю при запуске бизнеса, просчитывая бизнес-план, давая рекомендации по открытию точки, закупке и установке оборудования, обучая франчайзи и его персонал;
  • франчайзер предоставляет технологию ведения бизнеса и ноу-хау;
  • на протяжении сотрудничества франчайзер контролирует бизнес франчайзи и оказывает всяческую поддержку;
  • франчайзи инвестирует свои денежные средства в товар (производство и т.д.).


В этом случае успешность во многом зависит от франчайзи и его команды. То, что франчайзи инвестировал деньги во франшизу еще не означает, что он будет хорошо работать, чтобы как можно быстрее вернуть вложения. Зависит от того, насколько сильна предпринимательская жилка франчайзи.

Пример реальный и, к сожалению, негативный.

В городе открывается франшизная точка по продаже спортивного питания. Дается хорошая реклама, франчайзер создает группы в соцсетях, помогает с сайтом. Товар конкурентоспособный и по цене, и по качеству. Но… Франчайзи не смог решить проблему с персоналом. Точка в торговом центре большей частью закрыта. По указанному в рекламе номеру никто не отвечает. На вопросы в группе – с большим опозданием… Клиенты рады бы купить, но застать открытой торговую точку весьма проблематично. Ее фактическая работа сильно отличается от графика работы, указанного на входной двери… Вот и приходиться покупателям, полюбовавшись через витринное стекло на заветные банки, уходить без покупки.

Таким образом, франчайзи компрометирует торговую марку франчайзера и не развивает свой бизнес. Понятно, чтобы вернуть инвестиции при таком «так называемом бизнесе» понадобиться много времени. Если, конечно, франшизная точка не закроется из-за убыточности. Франчайзи не хватает предпринимательского опыта и желания.

Контроль и коррекция работы франчайзи просто необходимы. А это дополнительные вложения в развитие департамента франчайзинга, тщательный отбор франчайзи, разработка системы мотивации для франчайзи, которая сводиться не только к штрафам. Подробнее об этом можно узнать на консультации. Действуйте!

Франчайзи, решительно идущие к успеху, в свою очередь постоянно занимаются самообразованием. Особенно, если дело касается работы с персоналом. Бизнес постоянно развивается и при всем желании франчайзер не всегда может предусмотреть все возможные ситуации. Личность франчайзи, регионы, разный менталитет, покупательская способность и еще много других факторов влияют на успешность работы бизнеса по франшизе. Каждый франчайзер может рассказать историю, когда франчайзи окупал инвестиции в бизнес в рекордные сроки благодаря своим личным качествам и трудолюбию его персонала. Как добиться максимальных результатов при бизнесе по франшизе Вы можете узнать на консультации. Действуйте прямо сейчас! Успешному франчайзи франчайзер доверит и открытие точек в области, республике, крае. А это больше влияния, больше прибыли.

Все чаще при создании франшизы франчайзеры обращают внимание на обратный франчайзинг. Особенно, если в компании есть успешный опыт развития собственной филиальной сети. В чем же отличие обратного франчайзинга от прямого?

Обратный франчайзинг:

  • предприниматель покупает право использовать торговую марку франчайзера при ведении бизнеса;
  • франчайзер помогает предпринимателю при запуске бизнеса, просчитывая бизнес-план, давая рекомендации по открытию точки, закупке и установке оборудования, обучая франчайзи и его персонал;
  • на протяжении сотрудничества франчайзер контролирует бизнес франчайзи: маркетинг, товарный ассортимент (сам оказывает сервис), ценовую политику;
  • франчайзи инвестирует свои денежные средства в товар (производство и т.д.).


Большую часть ответственности франчайзер берет на себя. Если франшиза товарная, то франчайзи получает товар на реализацию. Какой товар должен быть на полках, с какой наценкой – все определяет франчайзер на основе отчетов франчайзи. Вся выручка поступает на счета франчайзера. Главная задача франчайзи обеспечить бесперебойную работу точки, за что он получает в конце месяца агентское вознаграждение в виде % от выручки. На эти деньги нужно будет заплатить роялти, налоги, зарплату, аренду, другие платежи.

Главным «плюсом» для франчайзи является то, что его функций гораздо меньше, чем при прямом франчайзинге. Маркетинговый анализ, закупка и доставка товара (оказание услуги), ценовая политика – всем этим занимается франчайзер. Больше свободного времени, меньше предпринимательская нагрузка для франчайзи. Этот «плюс» одновременно является и существенным «минусом»: в случае расторжения договора с франчайзером франчайзи, чтобы открыть бизнес в этой же нише понадобиться немало усилий. Полноценного успешного опыта ведения бизнеса при обратном франчайзинге франчайзи не получает.

Для франчайзера обратный франчайзинг хорош тем, что он может полностью контролировать бизнес франчайзи и его не ждут неприятные сюрпризы, как в случае с примером выше. Прибыльность таких точек выше для франчайзера. Однако, развитие по обратному франчазйнгу подходит не для каждого бизнеса, не всегда оправдано и предполагает существенную нагрузку на франчайзера и его команду.

Какой франчайзинг больше подойдет Вам, прямой или обратный, Вы можете решить на консультации. Успехов Вам в бизнесе!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *