Кто играет главную роль в любом бизнесе? Разумеется – сам собственник компании. Когда бизнес только зарождается, на нем держится практически все.
Но бизнес развивается и вместе с этим расширяется и объем деятельности: документация, персонал, различные процессы и многое другое. В связи с этим владелец передает часть своих обязанностей и выполнение заданий на своих подчиненных. Организация растет, и руководитель все больше возлагает ответственности на персонал.
Кажется, что все логично и нет никакой проблемы. На самом деле это не так… Наш опыт работы выявил, что есть типичные проблемы, которые возникают с увеличением организации и изменением роли руководителя в ней.
Вот некоторые из них:
1. «Это мое»
Проблема в том, что не смотря на расширение организации, увеличения количества бизнес-процессов
Проблемы:
-
Если руководитель отсутствует на рабочем месте (командировка, отпуск), то бизнес сразу же останавливается. Происходит это из-за того что все сотрудники в данной компании исполнители, и нет человека, который бы мог принимать решения.
-
Если собственник не может решать вопросы в силу своих умений и знаний с необходимой быстротой и эффективностью, то вся работа компании начинает «тормозить».
-
Взгляд только с одной стороны не позволяет бизнесу развиваться и не дает увидеть все нюансы для принятия решений
-
Если в компании есть профессионалы-со
трудники, которым не дают реализоваться больше чем просто исполнителям, то постепенно они теряют всю свою активность и ответственность
2. «Ситуативное управление»
Сутью проблемы является то, что владелец передал часть обязанностей подчиненным, однако все равно продолжает иногда руководить процессами в бизнесе.
Проблемы:
-
Если собственник начинает вмешиваться в работу процессов, то полномочия персонала и их границы ответственности перестают быть четкими
-
Сотрудники понимают, что в любое время можно переложить на руководителя часть заданий и поэтому перестают ответственно относится к своей работе и без лишних вопросов принимают его изменения
-
Такое вмешательство в решение заданий замедляет скорость их выполнения и появляется беспорядок в работе компании
3. «Семейный бизнес»
Суть проблемы – в организации часть персонала является родственниками или друзьями владельца.
Проблемы:
-
В фирме появляется разделение сотрудников на несколько групп, в основном это «свои», «доверенные» люди – близкие и друзья, и все остальные. С таким расслоением на группы всегда ухудшаются взаимоотношения между подчиненными, а значит страдает и вся компания в целом
-
Подбор и найм персонала заключается не в поиске квалифицированны
х сотрудников, а в родственных связях – «доверенных людях». К сожалению, в большинстве случаев такой подход к делу делает эффективность компании очень маленькой -
Начинается предвзятое отношение к «своим» людям, владелец не спрашивает с них много, поэтому задания делегируются на остальных работников. В коллективе начинает зарождаться чувство несправедливости
, постепенно разрушающее его -
«Свои» люди являются самыми высокооплачиваем
ыми сотрудниками, и это обстоятельство опять же сеет чувство несправедливости . А также перестают работать все системы мотивации и корпоративная культура -
Если в компании, где работают родственники не прописаны четко обязанности каждого из них, нет регламента и нет инструкций, то это становится главной проблемой всей организации
4. «Партнеры»
В бизнесе могут быть несколько владельцев, которые между собой делят границы ответственности.
Проблемы:
-
Спрос с еще одного собственника меньше, чем, к примеру, с обычного работника. Или иногда спрос и контроль может вызвать сложности в отношениях между партнерами. Вызвано это тем, что начинают звучат такие фразы, как «я вложил деньги в развитие этого бизнеса»
-
Все партнеры работают нормально, но со временем могут начать появляться недопонимание и обида на других собственников из-за неоцененности. Каждая должность подразумевает за собой разную отдачу, знания и квалификацию и оценивается также каждая по-своему. Но проблема в том, что партнеры равны между собой, это и является причиной разлада
5. «Вся ответственность на вас»
Руководитель передает абсолютно все обязанности и решение вопросов на других сотрудников.
Проблемы:
-
Не важно от того, как компания развита на данный момент времени, владелец обязан всегда выполнять ряд основных функций: контроль, видение ситуации, предпринимательс
тво -
Если дела в компании идут хорошо, то все подчиненные получают свой доход и удовольствие от работы. Но если вдруг возникнут какие-либо проблемы, то есть большая вероятность, что работники просто начнут. Именно тогда руководитель и рискует столкнуться лицом к лицу с проблемами, которые произошли из-за его бесконтрольности
.
Это самые типичные проблемы в делегировании полномочий у собственника. Но не стоит забывать, что руководитель всегда должен выполнять ряд определенных функций, чтобы однажды не получить не желаемый результат.